Проект 26-бис: уникальный крейсер на страже Ленинграда

Область



85 лет назад, 20 декабря 1936 года, в Ленинграде началось строительство крейсера «Максим Горький». Это был корабль, выполненный по уникальному инновационному проекту – водоизмещение легкого крейсера, а главный калибр – тяжелого. Корабль в течение трех лет участвовал в обороне Ленинграда. Почему немцы объявили на «Максима Горького» самую настоящую охоту – рассказывает «Газета.Ru».

Крейсер «москитного флота»

При своем рождении флот СССР находился в тяжелом положении. Из кораблей, оставшихся от прежней Российской империи, часть безнадежно устарела, часть нуждалась в капитальном ремонте, часть была потоплена в ходе гражданской войны или угнана за границу. Тяжкий урон был нанесен и судостроительной промышленности – в первую очередь он выражался в том, что большинство квалифицированных инженерных кадров или погибли в ходе той же войны, или эмигрировали. Еще одна проблема заключалась в том, что в СССР долго не могли понять – какой именно флот необходимо строить?

На рубеже 20-30-х годов в СССР в сфере военно-морской мысли временно победила так называемая «молодая школа» – ее представители отрицали необходимость наличия крупных кораблей. Они предлагали обойтись «москитным флотом», предназначенным для обороны собственных берегов, но отнюдь не для глубоких операций и далеких экспедиций к вражеским гаваням.

В известной степени эти предложения были оправданы реалиями текущего момента – страна, напрягавшаяся в рывке индустриализации, пока не могла позволить себе строительство океанского флота.

Ближе к середине 30-х советские проектировщики предложили идею необычного крейсера. Нужно знать, что в то время, согласно международным соглашениям, заключенным в Вашингтоне и Лондоне, крейсера делились на два подтипа.

Во-первых, тяжелые, или «вашингтонские» крейсеры, водоизмещение которых ограничивалось 10 тысячами тонн, а калибр – 203 миллиметрами. Во-вторых, легкие крейсеры: водоизмещение до 8000 тысяч тонн и калибр – 152 мм. Однако Советский Союз, оттесненный в международную изоляцию, договоров в Вашингтоне и Лондоне не подписывал – соответственно руки у его проектировщиков оказались развязаны. И они предложили «гибридный» корабль: умещающийся в размерах легкого крейсера, но приближающийся по вооружению к тяжелому.

В начальном виде проект разрабатывался конструкторским коллективом под руководством Юлиана Шиманского, участвовавшего еще в создании линкоров типа «Севастополь» дореволюционной постройки. Непосредственным автором проекта стал инженер Анатолий Иосафович Маслов, являвшийся учеником знаменитого кораблестроителя Алексея Крылова.

ЧИТАТЬ  В СК опровергли данные о госпитализации следователя в Ленинградской области — РТ на русском

Как «Максиму Горькому» сделали новый нос

В 1935 году в Ленинграде и Николаеве началось строительство крейсеров проекта 26, получивших название «Киров» и «Ворошилов». На тот момент они стали самыми крупными и мощными боевыми кораблями, создававшимися в СССР: стандартное водоизмещение около 8000 тонн, длина в 191 метр, полная скорость в 34 узла – достичь которой позволяли турбины общей мощностью в 122 55 лошадиных сил. Каждый корабль нес на борту по девять новейших 180-мм орудий (дальность стрельбы – 38,6 км) в трех башнях, а также пушки и зенитные пулеметы меньшего калибра – 6 – 100-мм, 6 – 45 мм, 4 – 12,7 мм.

Также корабль был вооружен двумя трехтрубными 533-мм торпедными аппаратами и мог брать на борт 164 мины. В комплект корабельного снаряжения входили также авиационная катапульта и два специально разработанных гидросамолета КОР-1.

Это был удачный проект, но не свободный и от некоторых недостатков. Поэтому практически сразу Маслов со своими помощниками представил усовершенствованный проект 26-бис.

По нему начали строить сразу четыре корабля: «Максим Горький» предназначался для Балтийского флота, «Молотов» (впоследствии «Слава») – для Черного моря, «Калинин» и «Каганович» (впоследствии «Петропавловск») – для Тихого океана. По сравнению с предыдущим типом на 26-бис усилилась броневая защита – толщина бортового пояса выросла с 50-ти до 70 мм.

Утолщилась и броня, защищавшая траверзные переборки, лобовые стены и крыши башен. Число 45-мм зенитных установок выросло до девяти. Четырехногую фок-мачту заменили башенной, что улучшило круговой обзор из боевой рубки, сделало силуэт крейсера не столь «удобным» для вражеских наводчиков, расширило зону действия 100-мм орудий на носовых углах.

Запас топлива на борту вырос до 1660 тонн, что позволило увеличить дальность плавания до 4880 миль (при ходе в 17,8 узлов). На крейсерах проекта 26-бис установили более совершенные системы приборов управления стрельбой главного калибра «Молния-АЦ» и «Горизонт-2». В результате модернизации проекта нормальное водоизмещение корабля увеличилось до 8882 тонн – при средней осадке в 5,87 метров.

ЧИТАТЬ  как были сорваны немецкие планы по захвату Ленинграда — Российская газета

«Максим Горький» строился на судостроительном заводе № 189 в Ленинграде. Корабль спустили на воду 30 апреля 1938 года и после достройки на плаву и сдаточных испытаний зачислили в состав флота 12 декабря 1940 года.

Крейсер определили к базированию в Таллине и когда спустя полгода началась Великая Отечественная война, «Горький» оказался на передовом крае советской обороны.

В первые же дни войны противник попытался прорваться в Рижский залив, для защиты которого и был отправлен «Горький». 23 июня корабль занимался прикрытием советских минных постановок – и находясь неподалеку от мыса Такхуна (у северной оконечности острова Хийумаа), сам налетел на вражескую мину.

Мощнейшим взрывом кораблю оторвало носовую оконечность по 47-й шпангоут, но экипаж вовремя включился в борьбу за живучесть. Внутренние переборки выдерживали напор воды, пока моряки спешно сооружали фальшивый нос из дерева и парусины и выгружали боезапас из носовых погребов. Корабль дал ход и сумел самостоятельно добраться до Таллина, откуда его отправили в Кронштадт.

Работы по устранению страшного повреждения удалось проделать всего за сорок три дня – у «Максима Горького» появился новый нос.

Крейсер включили в систему артиллерийской обороны Ленинграда – и 4 сентября его артиллерия впервые открыла огонь по финским войскам, наступавшим в районе Белоострова.

Затем «Максим Горький» участвовал в отражении сентябрьского штурма Ленинграда – «обрабатывая» своим главным калибрам неприятельские подразделения, наступавшие в районе Красного Села. Так, только лишь 11 сентября корабль выполнил десять стрельб главным калибром, выпустив по немцам 285 снарядов. Одновременно своим средним калибром – 100-мм – «Горький» отбивался от вражеских самолетов, бомбивших гавань.

«Ледовый удар» не помог

^

К середине месяца линия фронта настолько приблизилась к Ленинграду, что немцы получили возможность вести огонь по «Горькому» прямой наводкой. 16 сентября в крейсер попал один 127-мм снаряд, а 17-го – сразу четыре. Они пробили верхнюю палубу и надводный борт, повредили трубу и надстройку. 7 членов экипажа были убиты, 28 ранены, но возникшие на корабле пожары удалось быстро ликвидировать. Дальнейшую пристрелку немцам сорвали артиллеристы «Максима Горького», повредившие вражеский аэростат с корректировщиками.

21 сентября в крейсер попали еще три тяжелых снаряда, разбившие ходовой мостик и убившие девятерых моряков. Командир «Горького» капитан 1 ранга Анатолий Петров задним ходом вывел крейсер со стоянки у Хлебного мола и Морским каналом вывел его в Гутуевский ковш. В последующие месяцы «Горький» еще неоднократно менял место дислокации, продолжая стрельбу по гитлеровским войскам.

ЧИТАТЬ  О блокаде Ленинграда - в материалах СМИ-партнеров "РГ" и "Родины" — Российская газета

И сам получал ответные удары – например, 22 ноября немецкий снаряд угодил в полубак перед первой башней главного калибра. Еще один снаряд – 152-мм – поразил «Горький» 21 января 1942-го, повредив 100-мм орудие.

Весной 1942-го «Максим Горький», как и другие корабли Балтийского флота, стал целью немецкой авиации, проводившей операцию «Айштосс» («Ледовый удар»). Только 4 апреля на «Горький» сбросили свыше 70 бомб. Две разорвались на причальной стенке рядом с бортом, но крейсер отделался небольшими повреждениями. 24 апреля «Горького» атаковали 10 бомбардировщиков Ю-88, 12 пикировщиков Ю-87 и 15 истребителей Ме-109.

Налет сопровождался артобстрелом, причем радисты крейсера засекли работу вражеского корректировщика, находившегося в районе стоянки корабля. Свыше 150 бомб и 50 снарядов разорвались буквально рядом. Прямых попаданий не было, но от осколков погибли три краснофлотца, пятерых ранило. Зенитчики «Максима Горького» в тот день сбили два самолета.

Налеты повторились 25 и 27 апреля, когда рядом с крейсером разорвалось 15 авиабомб и около 100 снарядов, осколки которых сделали множество мелких пробоин в бортах. В тот день зенитчики «Максима Горького» сбили два Ю-87.

Корабль продолжал участвовать в обороне Ленинграда в 1942-м и 1944 гг. А в январе 1944-го во время операции по снятию блокады «Горький» вновь внес большой вклад в общее дело.

Только 15 января он обрушил на вражеские позиции 276 снарядов. В целом же за время операции крейсер выпустил по врагу 701 снаряд главного калибра. 22 марта 1944 года корабль получил орден Красного Знамени – так командование отметило доблесть, проявленную его экипажем. А последние выстрелы по врагу он сделал в июне 1944-го, поддерживая наступление советских войск на выборгском направлении. Всего в 1941- 1944 годах корабль выпустил по немцам 2300 180-мм снарядов.

После войны крейсер-ветеран базировался в Лиепае, Балтийске, а затем – в Кронштадте, участвуя в многочисленных морских учениях. В июле 1953-го он возглавлял парад кораблей Балтфлота на Неве, устроенный в честь дня ВМФ.



Источник

Оцените статью
Петербург Online
fucking videos online youjizz.sex porn hd vides savita bhabhi pdf pakistaniporn2.com www desi sex come jharkhandi sexy indianpornmovies.info 2050 saxy rajasthani sexi film desixxxtube.org malayalam sex viedo xnmxx com kashtanka.mobi sex bangla movie
tsuyu hentai hentai.name kakashi hatake hentai tata estate sobazo.com swift zxi gujarati sex video free justindianporn.me xxx sex youtube ladies ladies sex video xxxindianporn.pro indian sex youporn kerala women fuck desi-sexy.info desi nangi girl
imrn khan hapka.info provident fund rules in pakistan 2018 hindi sixy video com watchhindiporn.com tamil college girls mms xnxx telugu actress liebelib.net brazzers vk telugudex bukaporn.net download indiansex video geeb.xyz